http://national-mentalities.ru/east/zakavkaze/alekperli_f_sravnitelnaya_etnopsihologiya_azerbajdzhancev_i_narodov_maloj_i_centralnoj_azii1/

Электронная база данных

Национальные менталитеты:

их изучение в контексте глобализации и взаимодействия культур

Под редакцией проф. А. В. Павловской и канд. полит. наук Г. Ю. Канарша
Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-03-12003в)

Главная/Народы Востока/Закавказье, Иран/

Алекперли Ф. Сравнительная этнопсихология азербайджанцев и народов Малой и Центральной Азии

Как показывают сравнительные исследования, по менталитету азербайджанские тюрки наиболее близки к тюркам Ирана. Впрочем, это один этнос, разделенный в результате российско-каджарских войн около 200 лет назад. Затем, по степени близости менталитета, идут турки Турции. Окончательное национально-государственое размежевание этих двух этносов наступило примерно 500 лет назад, с провозглашением Османской и Сефевидской империй, всегда враждовавших друг с другом, и победой шиизма в Азербайджане. Кроме того, турки формировались больше на базе византийской цивилизационной модели, в то время как тюрки Азербайджана, наряду с тюркской, усвоили иранскую модель государственного устройства. Тем не менее, турки Турции — это второй (после тюрков Ирана) по этнопсихологической близости к азербайджанцам народ.

Тем не менее, при всей сравнительной схожести менталитета турков и азербайджанцев, между ними имеются различия, которые можно суммировать следующим образом:
1. Азербайджанцы в большей степени гурманы, сибариты и эстеты, любят хорошо поесть и вообще, хорошо и красиво жить.
2. Они в большей степени релятивисты, чем турки.
3. Придают большее значение неформальным отношениям между людьми.
4. Менее педантичны и «уперты», когда дело касается догм.
5. Склонны договариваться «по-человечески».
6. Более эмоциональны и «любвеобильны», нежели турки.
7. Придают большее значение дружбе, в том числе «крепкой мужской дружбе» и родственной, клановой и земляческой солидарности.
8. В отличие от турков, чрезмерную педантичность и законопослушание считают «занудством».
9. Азербайджанцы более ироничны, чем турки, а чрезмерную серьезность и отсутствие чувства юмора считают тупостью.
10. Азербайджанцы более щедры, чем турки, порой бесшабашны и расточительны, а «бережливость» презирают и считают скупостью.
11. В разговоре азербайджанцы, по-восточному, более дипломатичны.
12. В отличие от турков, азербайджанцы гораздо более словоохотливы, любят длительные беседы «по-душам» за чашкой чая, кружкой пива или бутылкой водки. Многим «деловым» туркам кажется странным, как можно часами пропадать в чайных или кафе, беседуя «о пустяках» и не преследуя, при этом, никакой материальной выгоды.
13. «Квасной патриотизм» и националистическую патетику азербайджанцы не воспринимают всерьез.
14. Азербайджанцы достаточно трудолюбивы, но трудоголиков из числа слишком «исполнительных» особ считают чудаками и роботами.
15. Азербайджанцы любят общаться «на равных», и, гораздо чаще, чем турки, переводят отношения из разряда официальных в разряд приятельских, неформальных. Они обижаются, сталкиваясь в ответ с холодным высокомерием собеседника или партнера. В ответ могут вспылить или затаить обиду на не весть что о себе возомнившего «задаваку».

Вообще, проводя сравнительную характеристику этносов, полезно использовать метод «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты!». То есть, если этносы способны нормально, с чувством взаимной симпатии, общаться друг с другом, значит между ними есть определенная этнокультурная комплиментарность. Пользуясь этим методом можно классифицировать этносы по степени удаленности друг от друга. Кому с кем комфортнее общаться? Возьмем азербайджанцев с одной стороны, и иные народы Ближнего и Среднего Востока с другой. Многие азербайджанцы, которые работали в Иране и арабских странах, высоко оценивают древнее культурное наследие этих народов, но отмечают что не сумели наладить искренне дружеские отношения ни с арабами, ни с персами, ни даже с близкими к азербайджанцам турками.

Как правило, отмечают свойственный арабам и персам прагматизм и «непонимание» сути «настоящей мужской дружбы». Сетуют, что арабы, персы и турки обычно избегают пышных застолий и обильных возлияний с тостами и последующим братанием. А без этого какая же мужская дружба?! Притчей во языцех у азербайджанцев стала их чрезмерная бережливость — копейки лишней не потратят, если не ожидают заработать взамен нее две. Еще ближневосточные товарищи не любят выкладывать то, что у них на душе и беседовать на абстрактные темы. В общем, они скрытные люди, и деловые, даже если бездельники.

Мешает взаимопониманию и то, что средний азербайджанец, особенно интеллигент, сформировавшийся в годы СССР, по натуре своей «идеалист». То есть, он жить не может без каких-то идей, пусть даже глупых и бредовых. Он или пантюркист, поборник великого Турана, или убежденный космополит, или сторонник Запада, или панисламист, или коммунист, или даже поборник налаживания контакта с внеземными цивилизациями. Не важно какой идеей он одержим, главное чтобы идея была. Без идей нормальный образованный азербайджанец жить не может. Он ищет единомышленников, благодарных слушателей и старается эти свои умозаключения выкладывать, особенно после очередных ста грамм, принятых с аппетитным шашлычком или жареной осетриной. И когда в ответ на все свои идейные возлияния он натыкается на трезвый холодный взгляд ближневосточного сотрапезника, в котором читается «болтун! а что я от всего этого заработаю?», у азербайджанца пропадает всякое вдохновение и желание общаться дальше.

Дело в том, что большинство среднестатистических арабов, персов не живут отвлеченными идеями, и не любят рассуждать на абстрактные темы. Основная их идея — «мой дом, моя крепость». Цели, которые они ставят — успех в личной жизни, карьера на работе, благосостояние, хороший дом, дорогая машина. Даже ислам для широких масс населения никакая не идея, а просто привычный образ жизни. Есть, конечно, отдельные иранские и арабские интеллектуалы, одержимые какими-то абстрактными идеями, вроде паниранизма или панарабизма, но это не общенародное явление и, ни в коем случае, не национальная черта.

Единственный ближневосточный мусульманский народ, который, наподобие азербайджанцев, живет идеями, это турки. Эта тотальная идеологизированность коренным образом отличает среднего турка от среднего перса или араба. Турецкое общество цементируют идеи тюркизма, которые прививаются детям еще со школьной скамьи. Без этой идеи турки давно перестали бы быть турками, а распались бы на субэтносы вроде лазов, курдов, кочевых юрюков и т. д. Однако и тут нет полного тождества с азербайджанцами. У большинства турков есть некая идеологическая «упертость», в то время как азербайджанцы предпочитают «свободный полет» и некоторый релятивизм в идейной сфере. Это-то и осложняет диалог. «Идеологически грамотный» турок твердо знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Ему это объяснили еще в школе, на примере цитат великого Ататюрка. Он свято верит в то, чему его учили, гордится свой великой историей, каждое утро с энтузиазмом поет государственный гимн, и не допускает каких-либо сомнений и шатаний. Или, наоборот, он во все это не верит, но тогда он свято верит в фундаментализм суннитского толка или во что-то еще. К тому же, несмотря на все свои идеи, он также прагматик на все сто, расчетлив и прижимист. Отличает азербайджанцев от большинства турков также присущая последним некоторая, почти европейская холодность, а также невероятная законопослушность, честность и «правильность», которую в Азербайджане нередко воспринимают как занудство.

Все этих турецкие черты чрезмерной прямолинейности отсутствуют у большинства иранцев, но это не значит, что с ними у азербайджанцев больше психологической комплиментарности. Иранец может быть непроницаемо вежлив и улыбчив со своим азербайджанским коллегой, но азербайджанцу трудно догадается, о чем думает и что собирается предпринять иранец, учтиво улыбающийся ему в лицо. Это создает напряженность в общении, в то время как общаясь с прямолинейным турком, азербайджанец чувствует себя расслабленным, ибо видит его почти насквозь, и может, с большой долей вероятности, предсказать его последующие мысли и действия.

Разница в менталитете ближневосточных народов и азербайджанцев, связана и с длительным пребыванием последних в составе Советского Союза. При всех своих контрастах, СССР был многонациональной социалистической страной трудящихся, рабочих и крестьян. Так вот эта самая идея равенства всех людей, независимо от их материального достатка, социального положения и национальной принадлежности, до сих пор сидит в головах у многих бывших граждан бывшего Советского союза, в том числе у азербайджанцев, особенно у представителей старшего поколения. Когда бакинец видит какого-то незнакомого человека, он механически считает его равным самому себе, и старается обращаться с ним с уважением, даже еще не зная, какую социальную и имущественную нишу этот незнакомец занимает. Но не так обстоит дело у многих представителей зарубежных ближневосточных народов — арабов, персов и даже турков. Ведь народы востока тысячелетиями жили в условиях жесточайших авторитарных и тоталитарных диктатур.

В подобных обществах, обычно, народ четко разделен две категории — на рабов и господ. Причем, господин сам, в свою очередь, раб другого, более важного господина — и так продолжается вверх по иерархической лестнице вплоть до самого падишаха или диктатора-президента. С этой точки зрения, в подобном государстве рабами являются почти все, даже сами господа (кроме самого главного господина — правителя страны). Поэтому, стараясь общаться на равных с человеком, сформировавшимся в подобной среде, наш соотечественник зачастую совершает ошибку. Общение на равных с человеком, обладающим иерархизированным мышлением просто невозможно. Или он, образно говоря, вам докажет, что он «пан», и тогда вы пропали. Или же докажете ему, что вы «пан», и тогда пропал он. Бессмысленно пытаться держать себя на равных с человеком, который оценивающе смотрит на тебя и думает, как выгоднее и безопаснее поступить — склонить перед тобой голову, или же, напротив, наступить ногой тебе на шею. Если пытаться в данной ситуации вести себя на равных, это будет воспринято противной стороной как самоуничижение и готовность подчиниться. Тогда партнер станет вести себя заносчиво и командовать вами, и вы все равно вынуждены будете рано или поздно его осадить, но на этот раз гораздо более жестко, возможно даже жестоко. Если же такому человеку с самого начала дать понять, что он стоит ниже вас но иерархической лестнице, он охотно подчиниться вам и услужливо склонит голову, причем, без всякой обиды. Это в правилах игры, которую ведут авторитарные иерархические общества во всем мире уже не одно тысячелетие.

К тому же, различие в этнопсихологии арабских народов и персов одной стороны, и азербайджанцев — с другой, обусловлено тем, что в национальном характере последних сохранились остатки архетипических древнетюркских черт. Попытаюсь перечислить некоторые ценности, связанные с этим архетипом и исторически присущие мировоззрению западных огузских тюрок, в частности азербайджанцев:
— все или ничего;
— доблесть — выше пользы;
— поражение — хуже смерти;
— просить помощи — постыдное дело;
— порывы души в любую сторону находят всяческое понимание;
— бережливость — это скупость;
— осторожность — трусость;
— гость — от бога;
— сказавши слово — держись;
— семья — это святое;
— честь женщины — неприкосновенна.

Прочнее всего эти традиционные тюркские ценности держались там, где жизнь тюрков продолжала быть патриархальной, и сохранялись привычный уклад жизни и традиционная военная демократия. Однако, по мере того, как тюрки переходили к оседлому образу жизни и воспринимали древнюю и богатую ближневосточную культуру, на их мировоззрение накладывались персидские и семитские ценности. Это, привело не только к обогащению духовной культуры, но и породило определенный культурно-психологический конфликт в душе ближневосточных тюрок, которые разрывались между тюркскими морально-этическими принципами и, воспринятыми позже, но тоже уже ставшими родными, ближневосточными ценностями. Особенно сильно этот психологический конфликт проявляется в душе азербайджанцев, ибо у турков все проще — они уже давно взяли однозначный курс на культивирование «тюркского духа» и турецко-османских культурно-мировоззренческих принципов, замешанных на элементах европейской культуры. Сознание же азербайджанцев продолжает оставаться многовекторным и синкретическим. Тем не менее, несмотря на внешнее преобладание ближневосточной доминанты, в подсознании (да и в сознании) азербайджанцев продолжают доминировать патриархальные тюркские принципы, типологически близкие к кодексу чести живущих по соседству с тюрками кавказских горцев. Во всяком случае, именно эти ценности тюрки Азербайджана до сих пор считают за эталон, ими восхищаются, их ставят в пример, даже если, в силу изменившихся жизненных реалий, сами не всегда их придерживаются. Это говорит все-таки об устойчивости национального характера, который, несмотря на все внешние влияния, сохраняет свое ядро.

Теперь рассмотрим степень близости менталитета азербайджанцев и остальных тюркских народов. Тюрки северного Кавказа (карачаевцы, балкарцы, кумыки и т. д.) по ментальности ближе к кавказцам, т. е. горским народам Кавказа (дагестанцам, осетинам, ингушам, кабардинцам и т. д.), нежели к азербайджанским тюркам. С этноязыковой и культурной точки зрения, под словом «кавказцы» здесь подразумеваются не те, кто живет в данный момент на Кавказе, а представители кавказских языковых групп — нахско-дагестанской и др. Типичные кавказцы — это чеченцы, аварцы, ингуши, лезгины, грузины и т. д. менталитет этих народов резко отличается от ближневосточного, иранского и левантинского, в том числе и азербайджанского. Как известно, азербайджанцы по языку не кавказцы, а тюрки. По культуре они примыкают больше к иранским тюркам и персам, чем, например, к чеченцам и лезгинам. В то же время, тюркским народам Северного Кавказа свойственны многие черты этого самого «кавказского менталитета», слабее выраженные у родственных по языку азербайджанцев.

Гораздо сильнее отличается от азербайджанской ментальности этнопсихология центральноазиатских тюрков. По степени относительной ментальной близости к азербайджанским тюркам идут по нисходящей узбеки, затем туркмены, а затем, с очень большим отрывом, казахи и киргизы. Сравнительная большая комплиментарность узбеков с азербайджанцами объясняется тем, что они, как и азербайджанские тюрки, испытали значительное влияние иранской культуры, и являются древним, оседлым земледельческим народом с многовековой традицией городской цивилизации. Эти влияния и традиции значительно слабее у туркмен, и их почти нет у казахов и киргизов, позже принявших ислам и больше дистанцированных от иранской и арабской культур. В этой связи не удивительно, что часть туркмен исторически называла азербайджанских тюрков, живущих в Туркмении, «персами», так как не видела особой разницы между теми и другими.

Еще дальше отстоят от азербайджанцев по типу ментальности тюркские народы Поволжья и Урала — поволжские татары, чуваши, башкиры и т. д. Из них наиболее обособлены исповедующие христианство чуваши. Что касается татар, то они по ментальности кажутся гораздо более близкими к русским, чем к какому-либо тюркскому народу Центральной Азии или Кавказа. Здесь можно провести аналогию с азербайджанскими тюрками, которые ментально ближе к персам, чем к родственным в языковом отношении туркменам или казахам. Учитывая урбанизацию и унификацию культуры в поволжских регионах, многовековые традиции межнациональных браков между русскими, чувашами и татарами, а также исключительную, исторически довлеющую роль русского языка и культуры в этих регионах, стороннему наблюдателю разница между чувашами, русскими и татарами может показаться условной и очень незначительной, хотя специалист-этнопсихолог эту разницу легко улавливает. Имеется и известная комплиментарность казахов и киргизов с русскими, чувашами, башкирами и татарами, которые, все вместе, действительно представляют собой единый евразийский культурный и цивилизационный тандем. Еще более отдалены от азербайджанцев по особенностям культуры и ментальности якуты, сибирские и алтайские тюрки.

Таким образом, градация тюркских народов по степени близости к азербайджанским тюркам видится примерно таковой — азербайджанские тюрки, тюрки (азербайджанцы) Ирана, турки, карачаевцы, балкарцы, кумыки, гагаузы, караимы, крымские татары, узбеки, туркмены, казахи, киргизы, башкиры, поволжские татары, чуваши, алтайцы, тувинцы, хакасы, якуты и т. д. Разумеется, это ориентировочная и условная градация, не претендующая на абсолютную точность, которой, в подобных случаях быть не может.

 

 

Версия для печати