Под редакцией проф. А. В. Павловской и канд. полит. наук Г. Ю. Канарша
Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-03-12003в)

Главная/Народы Запада/

Шалаева М. Испанский национальный характер в «Письмах» В. П. Боткина

Нравы испанцев

Первое, что отмечает Боткин при въезде в Испанию — это спокойствие и величавость манер, особенно в сравнении с французами.

Откуда же такие манеры? Во-первых, испанец, прежде всего — caballero. Чувство личного достоинства вообще поразительно у этого народа; «недаром существует пословица: «король может делать дворянами, один Бог делает кавалерами»» (Боткин, 1976: 30). Более того, большинство испанцев считает себя дворянами, имея, впрочем, для этого основания; и важны для них не деньги, а именно это благородство поведения. Многие из этих дворян бедны, но они не тяготятся своей бедностью, и ничего не хотят менять, ведь для этого пришлось бы трудиться. Однако не следует думать, что испанец по природе своей ленив, нет. Просто исторически так сложилось, что у этого народа веками вырабатывалось презрение к физическому труду, к труду на земле. Все дело в том, что в течение 700 лет, т. е. во время мавританского владычества, каждый уважающий себя мужчина был воином, а не землепашцем. И до сих пор это понятие остается в подсознании испанцев, по мнению Боткина. Для испанца гораздо приятнее просить милостыню, чем заниматься тяжким трудом.

Философия испанских бедняков такова: « Богатство не делает богатым, а только занятым, не делает господином, а управителем» (там же: 105).

Испанцы при этом начисто лишены сословных предрассудков — в Мадриде женщины высшего света запросто прогуливаются рядом с manolas (мадридскими гризетками), чиновницами и куртизанками. При этом ходить рука об руку могут лишь «муж с женою или брат с сестрою — для прочих это считается неприличным» (там же: 17)!

Образ жизни у испанцев всех сословий примерно одинаковый — днем все делают siesta или, попросту говоря, сидят в самую жару дома, а вечером весь город выходит на гулянье.

Вообще, это удивительно жизнерадостный и простой народ, который действительно умеет веселиться, прекрасно проводя время на своих тертулиях, ограничиваясь одной простой водой из напитков.

Обращение у испанцев на таких вечерах «очаровательно-фамильярное» — они обращаются друг к другу просто по именам, и такое общение придает вечерам замечательную теплую и искреннюю атмосферу, по словам Боткина. При этом в повседневной жизни ни один испанец не обратится к другому, не прибавив « Ваша милость», даже если это какой-нибудь гранд обращается к своему слуге или дети разговаривают друг с другом, играя на улице. В отношениях испанцев сквозит взаимное уважение повсеместно. «Причина таких удивительных для нас отношений должна заключаться в том, что в Испании никогда не было плебейства, простонародья, что испанский мужик не принадлежит к племени завоеванному, а дворяне — к племени завоевательному» (там же: 33).

Особого внимания заслуживает отношение испанцев к власти: «надобно видеть, что такое для испанца его правительство и с каким презрением говорит он о нем, сохраняя в то же время страстное почтение к своей Изабелле» (там же: 9). Боткин отмечает, что не встречал никогда народа, который так бы бранил свою страну, при этом столь сильно гордясь своей национальностью. (не могу не заметить от себя, что г-н Боткин, кажется, упустил подобную черту национального характера в своем собственном народе). Более того, испанцы очень трепетно относятся к своей истории, о своем прошлом они говорят с большим уважением. Все предания старины сохранились у них в романсах, которые поют из поколения в поколение.

Излюбленная тема разговоров для испанца — политика, и как бы вы ни были чужды политике, в Испании, и, особенно, в Мадриде, вы будете насильно брошены в разговоры о политике, ибо каждый испанец принадлежит к какой-либо партии, и стремится поведать о своих политических взглядах всему миру.

В Мадриде есть место, где сходятся все улицы, образуя площадь — Puerta del sol, именно это место стало центром политической жизни, площадь эта полна народу в любое время суток, ибо любой житель города, выйдя из дома, обязательно зайдет туда узнать последние новости.

Восстания или возмущение против правительства, министерства или конституции в Испании вообще обычное дело и никого не удивляют, а главное, не приносят никаких разрушений, не влекут за собой трагедии, как это бывает, например, в России.

Испания — страна контрастов, то же можно сказать и о национальном характере — испанец — человек контрастов: «Среди этой-то унылой природы и выработался тип испанского характера, медленный спокойный снаружи , раскаленный внутри, упругий и сверкающий, как сталь — африканский дикарь и рыцарь» (там же: 11).

Рыцарские качества во многом сохранились в испанцах. Например, Боткин отмечает, что какой бы нечистой не была совесть у людей связанных, например, с политикой, их личная жизнь, будьте уверены, осталась кристально чистой.

Даже разбойники, так называемые caballistas, конные, считают себя caballeros, грабят не больше определенной суммы, убивают только по необходимости, имеют репутацию удалых ребят и, в целом, особо не порицаются своими согражданами. Особенно, пишет Боткин, склонны к подобному образу жизни андалузийцы. Многие из которых являются контрабандистами, и все они — любители « рыцарства больших дорог». Люди ловкие, храбрые, честные и, непременно, уважаемые.

Испанцы всегда очень искренны и всегда готовы прийти на помощь даже неизвестному им человеку. «Только у испанцев можно найти эту неутомимую, добродушную приветливость, эту обязательную готовность всячески быть вам полезным» (там же: 26). Испанец непременно заплатит в ресторане за своего приятеля — иностранца, не оставив тому ни малейшей возможности как-то изменить ситуацию. А их гостеприимство поистине имеет очень много схожего с русским, когда гостю предлагается все самое лучшее, хозяева всячески ублажают его, предлагая чувствовать себя у них словно в своем собственном доме.

Однако совершенно с другой стороны предстает нам испанский национальный характер в контексте знаменитой корриды. Эта сторона дикая, кровожадная, даже варварская, кажется, что эти амфитеатры, где проходят кровавые, жестокие, но завораживающие бои — наследие древних римлян.

Ни один испанец ни за что не пропустит это свое излюбленное зрелище- скорее пропустит обед, но не пропустит корриду.

Испанцы любят, когда на арену выходят « хорошие» быки, т. е. яростные, сильные, задиристые, как мячи катающие пикадоров по земле. Зрители рукоплещут таким быкам, не заботясь о судьбе пикадоров — «это дело священника и хирурга» (там же: 58).

Но испанское благородство нашло себе проявление и в этом варварском действии: в корриде есть свои правила и законы, как на дуэли: быка можно убить только одним способом — нанеся удар в то место, где оканчивается шея и начинается спинной хребет. Убить быка как-либо по-другому считается постыдным, все равно что всадить своему противнику нож в спину (там же: 60).

Однако несмотря ни на что, сам Боткин не может не признать, что в зрелище этом «есть что-то магнетическое, обаятельное, против воли приковывающее к себе глаза» (там же: 66). И можно понять матадоров, постоянно рискующих своей жизнью в этой красивой, но смертельно опасной игре. Наградой им является «энтузиазм тысяч, рукоплескания, слава» (там же: 65).

Отдельно пару слов хотелось бы сказать о женщинах. Боткин, описывая прекрасных представительниц этого народа, замечает, что все они — никудышные хозяйки, проводящие время в таком же бездействии, как и их мужья. И как только они живут?!

Кроме того, Боткин говорит об особом отношении мужчин к своим женщинам: «на женщин здесь смотрят исключительно с артистической стороны. Но ведь это безнравственно! — заметите вы мне. Что же делать! Подите убедите южного человека в том, что духовные отношения выше чувственных, что недостаточно только любить женщину, а надобно еще уважать ее, что чувственность страх как унижает нравственное достоинство женщины… увы! Ничего этого не хочет знать страстная натура южного человека» (там же: 158).

Испанцы — народ совсем не похожий на европейцев, и последняя черта национального характера, которую хотелось бы отметить — раздробленность, в данном контексте слово это имеет положительную коннотацию, ибо, по мнению Боткина, сила испанцев в их отдельности, в одиночестве. В дни опасности провинции разъединяются, чтобы не мешать друг другу, и побеждают.

Религия.

Испания — страна, которую вся Европа долгое время считала самой религиозной. Самой верной католичеству страной. Что же увидел Боткин, посетив эту страну?

Ни следа той фанатичной религиозности не осталось в испанцах, священники абсолютно утратили свое влияние на народ, церкви и соборы пустовали, некоторые церкви, как, например, церковь в Виттории, были и вовсе превращены в амбары и склады.

Боткин нарочно провел три воскресенья в огромном севильском соборе, и все три дня число прихожан едва ли достигало 50 человек, и были это преимущественно старики и старухи.

Вся Европа была потрясена известием однажды утром, что эти религиозные испанцы вдруг начали жечь монастыри и резать монахов, и они не ограничились просто уничтожением монахов — «они сделались равнодушными к религии» (там же: 81).

Что же послужило причиной для таких перемен? Ответ очевиден — святая инквизиция, которая уменьшила народонаселение страны до 10 миллионов человек, безумный фанатизм духовенство которой изгнал и хотел истребить даже память о просвещеннейшей части населения пиренейского полуострова — о маврах, уничтожая бесценные памятники литературы, живописи, архитектуры.

Инквизиция губила талантливейших и деятельных людей — чего стоит одна история жизни графа Олавиде, «строителя и колонизатора превосходной дороги через роковую Сиерру — Морену». Наградой за его служение Отечеству стало осуждение его как еретика.

Люди устали терпеть несправедливость и жестокость, и взбунтовались против нее, а вместе с этим и против религии и Бога.

Досуг.

Как человек предпочитает проводить свое свободное время может многое сказать о нем. Итак, какие же формы проведения досуга предпочитали испанцы?

У Боткина, как и у любого иностранца, были свои стереотипы об испанцах. Один из них, конечно же, любовь испанцев к танцам и песням под гитару.

Поэтому, начав свое путешествие с центральной Испании, с Кастилии, с Ла- Манчи, он был несколько удивлен, узнав, что в Мадриде народ танцует мало, балы проводятся редко, только по воскресеньям. Впрочем, эти редкие балы были не похожи на европейские и отличались живостью и свободой, и чисто испанской беззаботной веселостию.

Оказавшись в Андалузии Боткин с удовлетворением отмечает, что испанцы юга гораздо более склонны музыке и танцам и не представляют своей жизни без них.

В любой деревне можно гуляя по улице наткнуться на небольшую группу людей, где кто-то поет, кто-то играет, и обязательно кто-нибудь танцует.

Такие кружки, как правило, организовываются совершенно случайно. Очень часто организуются и запланированные встречи — tertulias, которые абсолютно немыслимы без музыки, пения и танцев. Танцуют фандаго, качучу. Болеро и сегидилью. Андалузские танцы поразили русского путешественника своей искренностью и грацией, страстью и в то же время целомудрием. «Что за обояние в этих сладострастных перегибах стана! Но чтобы хорошо танцевать их, не довольно иметь гибкий стан (его имеют и балетные танцовщицы): для андалузских танцев нужны вдохновение, страстное безумие» (там же: 85).

Оригинальна и сама процедура приглашение на танец. «Когда мужчина хочет танцевать с какою девушкою, то бросает у ног ее свою шляпу; девушка после танца всегда обнимает, а иногда и целует своего кавалера, музыкантов и певца». Испанцы — люди творческие, и нередко ради поцелую прекрасной танцовщицы они могут на ходу сочинить и спеть небольшой куплет (copla) в ее честь.

Помимо танцевальных вечеров, каждый вечер, с наступлением темноты, когда дневной жар понемногу отступает, в любом городе, примерно с 8–9 часов вечера, начинается народное гулянье на alamеdas. «Вечернее гулянье для здешних женщин так же необходимо, как воздух и вода», ведь именно в это время они могут показать себя во всей своей красе. Во время таких гуляний все ведут себя так, словно у себя дома, все очень непринужденно и естественно, нет скованных или жеманных манер, повсюду смех и живость разговоров, и Боткин замечает в этом яркое несоответствие с европейскими гуляниями.

Однако совершенно особую, не имеющую себе аналогов ни в одной европейской стране разновидностью проведения досуга представляет собой коррида и все прочие виды развлечения, связанные с быками.

Развлечения эти любят все без исключения, и мужчины, и женщины. Самая невинная и любимая молодежью забава подобного рода является corrida de novillos, без которой не проходит ни одна ярмарка, ни один деревенский праздник. Эта забава состоит в том. Что молодых людей пускают поиграть с молодыми бычками. Первые дразнят быков и со смехом и шутками ловко уворачиваются и убегают от них. Нередко случается, что такие забавы заканчивается смертью или травмой молодых людей, но это никого не пугает, и подобные игры продолжают регулярно проводить.

Еще одна разновидность игр с быками — это когда в некоторых городах по воскресеньям гоняют быков по улицам, а перед ними бегут толпы людей, которые дразнят и без того свирепых животных и одновременно уворачиваются от них. « Женщины еще более мужчин страстны к этой забаве: они смотрят из нижних окон домов, и особенное наслаждение нежных созданий состоит в том, чтобы тех, которые для избежания нападений бегущего быка взбираются на железные решетки окон, колоть булавками и принуждать тем снова спуститься на улицу» (там же: 125).

И, конечно, любимое развлечение — традиционная коррида. «Больше десяти тысяч зрителей занимают ступени и галерею амфитеатра» (там же: 56), где будет происходить бой, присутствует доктор и священник с дарами, чтобы напутствовать тех, кому уже не смог помочь хирург, а ведь такое нередко случалось.

Вот такие разные интересы и страсти у этого удивительного народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Боткин В. П. (1976) «Письма об Испании». Ленинград: «Наука».

Дружинин А. В. (1976) «Письма об Испании» В. П. Боткина. Ленинград: «Наука».

Егоров Б. Ф. (1976) В. П. Боткин — автор «Писем об Испании». Ленинград: «Наука».

Звигильский А. (1976) Творческая история «Писем об Испании» и отзывы о них современников, Ленинград: «Наука».

Чернышевский Н. Г. (1976) «Письма об Испании» В. П. Боткина. Ленинград: «Наука».

 

Версия для печати